Новости Бренды Доставка и оплата О нас Контакты

Новые высоты штативов для путешествий

Майкл Фримэн (Michael Freeman)

Все 40 лет своей работы международно признанный фотограф и писатель Майкл Фримэн преимущественно занимался документальным трэвел-репортажем. Его фотографии публиковались во всех основных мировых изданиях, таких как «Time-Life» и «GEO», он 30 лет сотрудничает с журналом Смитсоновского института. Им написаны популярные книги по фотографии, в которых он делится своим обширным опытом.

Он написал 133 книги, опубликованные на 27 языках общим тиражом 4 млн экземпляров, включая 66, посвящённых фотомастерству. Получив степень магистра географии в Оксфордском университете, Фримэн сначала занялся рекламной фотографией, но потом переквалифицировался в журнального фотографа, отправившись в путешествие по Амазонке




В статье под названием «Цифра убила мой штатив» известный эксперт по фотооборудованию и блогер Кен Рокуэлл писал: «Многие всё ещё цепляются за штативную мистику, хотя штативы умерли вместе с плёночными фотокамерами… Штативы больше не нужны, на самом деле они иной раз ухудшают резкость, ведь выдержки стали короче, а системы стабилизации изображений понизили потребность в длительных выдержках». Очень странно. Мне показалось, что я, как профессиональный фотограф, живу на другой планете. Да, светочувствительность, конечно, выросла — мой Nikon D4S дотягивает почти до полумиллиона ISO. Но если учесть, что шум по-прежнему не улучшает качество картинки, есть вес основания ставить чувствительность пониже, а для сюжетов, которым это не очень нравится, вроде пейзажей, у длительной экспозиции есть преимущества. Нужна большая глубина резкости для глубокого погружения в пространство? Воспользуйтесь штативом. Интересный свет на закате дня? Воспользуйтесь штативом. Нудно получить любое композитное изображение, от HDR до совмещённого фокуса? То же самое. Точная композиция? Аналогично. Замедленная съёмка, плотные градиентные фильтры? Да, разумеется.





Проблема, разумеется, в том, что эту штуку надо носить с собой, в дополнительном весе и объёме. Традиционное решение вопроса определялось фразой «только при необходимости», и, когда вы путешествуете и фотографируете, обычно сводилось к компромиссу: вы предполагали, насколько вам может понадобиться штатив в течение ближайшего часа или нескольких часов ходьбы. Выход без штатива означал признание того факта, что вы морально готовы упустить некоторое количество кадров ради уменьшения веса и громоздкости багажа. В общем, вес и размер штатива, как минимум для меня, являются самой важной сферой технического совершенствования. И именно эту проблему решает сочетание нового штатива Traveler серии 1 с новой центрально-шаровой головкой.



Я путешествую со штативами Gitzo уже около 40 лет — почти всю свою карьеру, причём свой самый новый штатив, из углеродного волокна, я купил в 1997 году! Это одна из проблем, связанных с хорошо сконструированным оборудованием, — оно не ломается. В результате я много лет не следил за развитием штативов, и теперь, когда в моём распоряжении оказался этот, я удивился количеству инженерных инноваций, которые произошли у меня за спиной. Возможно, здесь нечему удивляться, но из-за моего личного двадцатилетнего пробела я был необычно глубоко впечатлён невероятно лёгким и продуманным пятисекционным штативом Traveler серии 1 (артикул GT1555T). Он был укомплектован центрально-шаровой головкой GH1382TQD, комплект имел артикул GK1555T-82TQD.




Главным достижением штативов для путешественников в сравнении со старыми временами стало складывание их ног с поворотом на 180°. Подъём центральной колонны ВВЕРХ означает, что в сочетании со сложенными ногами длина штатива в сложенном виде крайне невелика — всего 35,5 см. Сравните её с высотой полностью раздвинутого штатива — 131,5 см. Отношение рабочей высоты к длине в сложенном виде достигает очень высокого значения, почти 4:1. А если поднять центральную колонну, головка поднимается до 148,5 см, то есть до уровня моих глаз. Вес тоже стал намного меньше того, к которому я привык, — всего 1,42 кг, причём компания Gitzo рекомендует, чтобы нагрузка не превышала 10 кг. Причём я изредка выбираю эту норму, когда использую по-настоящему серьёзные телеобъективы, такие как Nikon 600 мм f/4 (это добрых 7 кг, но если я использую штативный кронштейн объектива, то всё в порядке).


 
 

Штатив Gitzo Traveler в деревне Сичжоу, около Дали, провинция Юньнань, Китай


Новая система фиксации, которую Gitzo называет Traveler G-Lock, — чистое удовольствие, ведь процесс отпирания, раздвигания и фиксации ног отнимает время с любым штативом, а трата времени иногда означает потерянный кадр. Новые рукоятки короче старых, а благодаря двойной кривизне они удобнее лежат в руке. Так, я могу ухватиться своей среднего размера рукой за все четыре фиксатора сразу (ноги моего штатива — пятисекционные), открыть их поворотом и раздвинуть ногу одним плавным движением. Быстрый поворот каждого фиксатора, и нога готова. Было очевидно, что цена компактного размера в сложенном виде является компромиссом со скоростью установки штатива. Было интересно, сколько у меня уйдёт на это времени, и я засекал время. Последовательность была такой:

Откинуть все ноги до нормального положения на втором щелчке: 5 секунд
Открыть и полностью раздвинуть одну ногу: 3 секунды
Затянуть все фиксаторы на одной ноге: 3 секунды.

В общем, не переход из сложенного в рабочее положение с центральной колонной, поднятой до уровня глаз, у меня ушло около 25 секунд, что весьма неплохо для штатива любого типа. Ноги могут быть оставлены под одним из двух углов, что полезно для наклонных или неровных поверхностей, а центральную колонну модно заменить короткой, чтобы снимать с максимально широко расставленными ногами. По утверждению Gitzo, новые внутренние кольцевые прокладки препятствуют проникновению в фиксаторы пыли и грязи. И я склонен этому поверить: ведь спустя три месяца эксплуатации в мои фиксаторы ни пыль, ни грязь не проникли.


 
 

Штатив Gitzo Traveler в деревне Сичжоу, около Дали, провинция Юньнань, Китай


Ещё одно значительное улучшение, хотя и не такое заметное на вид, — новые трубы из углеродного волокна. Они получили название «Carbon eXact» и заменили в производстве прежние «Carbon 6x». Новые трубы жёстче и шире в поперечнике, что повышает общую жёсткость (диаметр самой нижней, пятой секции, например, на 40% больше, чем у штатива предшествующей модели). Для столь компактного штатива он стоит на удивление прочно. Если при взгляде на его фотографии в использовании на ум само приходит слово «худосочный», физическая реальность совершенно иная. У меня есть два личных теста для проверки основной эффективности штатива. Один — поставить на него камеру с телеобъективом и тронуть бленду, глядя в видоискатель, чтобы заметить степень сотрясения картинки. Второй — взяться за головку и попробовать повернуть её, чтобы оценить усилие закручивания штатива. В обоих случаях обманчиво тощий пятисекционный Traveler серии 1 оказался впечатляюще устойчивым.


 

 

Штатив Gitzo Traveler в деревне Сичжоу, около Дали, провинция Юньнань, Китай


Я использовал пятисекционный штатив в комплекте с новой центрально-шаровой головкой Gitzo (GK1555T-82TQD). Я всегда предпочитал в путешествиях шаровые головки с независимым фиксатором кругового панорамирования и был готов расстаться с точностью трёхплоскостных головок ради экономии веса и места. Да, когда ты освобождаешь шар даже для небольшой коррекции, ты можешь безнадёжно потерять всё достигнутое выравнивание, но такова цена, которую приходится платить. У меня уже много лет есть вполне устраивающая меня шаровая головка Really Right Stuff с быстросъёмной площадкой, и моя первая мысль была — смогу ли я поставить её на новый штатив Gitzo. Не люблю изменять привычкам, знаете ли. Потом я заметил, что новая головка Gitzo имеет очень продуманную конструкцию и отлично помещается между ног штатива. При этом достигается не только компактность в сложенном виде; ноги дополнительно защищают головку. Тонкий, но яркий штрих: ведь головки могут ломаться, и для своей головки RRS я всегда ношу защитную накидку с прокладкой. Так она больше не нужна! Теперь я учусь обходиться без быстроразъёмного механизма головки RRS: у меня уходит чуть больше времени, чтобы открыть и закрыть фиксирующую рукоятку на центрально-шаровой головке GH1382TQD, но в целом она — чистая прибыль. Шар покрыт дисульфидом вольфрама, который считается чрезвычайно гладким, и так оно и ощущается. Интересно: трение настолько низкое, что для фиксации нужны прочные металлические детали, которые, по моему разумению, прослужат гораздо дольше нейлоновых или каких-нибудь ещё более мягких. Отдельная рукоятка регулирует силу трения по шару. Верхняя база имеет вполне ожидаемую совместимость со стандартом Arca-Swiss, который сегодня является общепринятой нормой.


 
 

Штатив Gitzo Traveler в деревне Сичжоу, около Дали, провинция Юньнань, Китай


Перейдём к ремню, который заслуживает отдельного обзора. И действительно, способ переноски штатива, особенно в непредсказуемых походных условиях, имеет большое значение. После камеры и наплечного кофра (которым я обычно пользуюсь) штатив — ещё одна штука, которая путается под ногами. А уж если вы берёте его с собой первым, он должен быть готов к работе в минимально короткое время. Мой двадцатилетний штатив Gitzo я носил в сумке для световых стоек на отдельном плечевом ремне (стараясь при случае передать её любому добровольцу вроде гида или водителя). Ремень новой конструкции заинтересовал меня. Шнурок на одном конце ремня продевается через отверстие с одной стороны сложенного штатива. С другой стороны под прямым углом прикреплён ремешок-липучка, который обматывается вокруг окруживших головку ног. С липучкой возникает небольшая канитель из-за прямоугольного кольца, которое обеспечивает прямой угол липучки относительно ремня, но это сущая ерунда. Чтобы его снять, я цепляю край липучки и полностью отцепляю её, после чего могу сразу же раскрыть ноги. Можно носить и по-другому, просто свисающим со шнура, продетого в отверстие в штативе. В этом случае придётся закрепить его специальной застёжкой. Хотя я и доверяю уверениям инженеров Gitzo в абсолютной надёжности этого метода, что-то заставляет меня переживать. Впрочем, это моё личное дело.


 
 
Штатив Gitzo Traveler в деревне Сичжоу, около Дали, провинция Юньнань, Китай

Всё вместе является впечатляющим и радующим произведением инженерного искусства. Штатив воплотил лучшие представления об эргономике, и мне было нелегко придумать хоть что-то, что могло бы его ещё более улучшить. Я не зарабатываю на жизнь обзорами оборудования, и поэтому не могу сравнить его напрямую с конкурирующими моделями, но я много лет назад выбрал Gitzo как производителя штативов высшего класса. Я провёл много времени, испытывая эту модель, и своими глазами увидел плоды работы инженеров Gitzo, и не вижу никаких причин сомневаться в превосходных качествах этого штатива.


© 2015  http://www.manfrottoschoolofxcellence.com
Майкл Фримэн (Michael Freeman)