Новости Бренды Доставка и оплата О нас Контакты

Planar это не только зарегистрированное торговое название для конкретных объективов ZEISS, но также и общий термин, используемый специалистами для обозначения конструкции классического объектива анастигмата. Это связанно с тем, что в течение десятилетий, в львиной доле объективов высококачественных камер использовалась именно схема Planar. Например, 50 мм объектив с этой компоновкой, в течение длительного времени входил в стандартный комплект с зеркальными фотокамерами, пока постепенно не был заменен на зум-объектив. Многие производители выпускали свои модификации схемы Planar, которых уже существует бесчисленное множество, и новые варианты продолжают выходить на рынок.

Planar - история и особенности одного из самых известных фото объективов.

  Разработанный Паулем Рудольфом объектив имел строгий симметричную конструкцию, состоящую из шесть линз, в четырех группах. Положительная линза и менисковая склейка большой кривизны до и после диафрагмы. Из-за такой конструкции, у объектива Planar также есть и другое название — двойной объектив Гаусса. Так как каждая из половинок Planar напоминает по конструкции объектив телескопа, изобретенный знаменитым математиком Карлом Фридрихом Гауссом еще в 1817 году. Объективы, основанные на двойном объективе Гаусса, появились на рынке примерно с 1880 года. Позже, с 1933 года, компанией Carl Zeiss выпускался широкоугольный объектив Topogon, схожий по конструкции с двойным объективом Гаусса, но имевший линзы с существенно большей кривизной, чем у оригинала. Он был в течение длительного времени стандартным объективом для аэрофотосъемки, также существовала версия Topogon 4/25 для 35 мм дальномерной камеры Contax.

Пауль Рудольф, существенно модифицировал оригинальную конструкцию объектива Гаусса. Он увеличил толщину внутренних менисков и выполнил их в виде склейки из двух разных типов стекла. Которые имели одинаковые показатели преломления, но разные значения дисперсии. Это позволило, за счет выбора необходимого радиуса сопряжения элементов склейки, выбирать необходимую коррекцию хроматических аберраций, не влияя на монохроматическую коррекцию.

В результате, для того времени объектив Planar давал превосходную четкость изображения в сочетании с высокой светосилой. В частности, кривизна поля была очень низкой. Другими словами, изображение было очень плоским или "планарным" - отсюда и название объектива — Planar.

В каталоге 1897 года сообщалось: "При работе с Planar, имейте в виду, что из-за высокой светосилы объектива возможно небольшое переэкспонирование. Качество объектива Planar превосходит двойные анастигматы, существующие на сегодняшний день. В первую очередь, он подходит для всех видов репродукционной съемки и дает отличные результаты".

Несмотря на все эти характеристики, первоначально объектив Planar имел незначительный успех. Это объяснялось тем, что, хотя более старые двойные анастигматы (позже: Protar) и уступали ему в качестве изображения, но были более универсальными, поскольку передние и задние половинки этих объективов могли быть использованы по отдельности, что давало возможность получить три разных фокусные расстояния. Кроме это, объектив Planar был значительно более чувствительным к ярким источникам света в кадре, из-за восьми поверхностей стекло-воздух и большей кривизны линз, а антибликовые покрытия на тот момент еще не были изобретены. Из-за этого переотраженный свет внутри объектива создавал ореолы и бликов на изображении, потому что от каждой поверхности стекло-воздух отражается около 4% падающего на нее света.

Схема двойного объектива Гаусса долгое время не была востребована, и только после 1920 года конструкторы опять начали эксперименты с ней, чтобы создать более светосильные объективы. В 1927 году, Вилли Мертэ из Carl Zeiss в Йене разработал целую серию объективов для 35-мм фотокамер и 16-мм кинокамер с максимальной диафрагмой F/2 и F/1,4. Эти объективы вышли на рынок под названием Biotar. Их дизайн был очень похож на оригинальный объектив Planar, но в них отказались от строгой симметрии для радиусов кривизны поверхностей и коэффициента преломления для оптических элементов, для большее эффективной коррекции аберраций.

Почти все современных светосильные объектива с средним углом поля зрения (фокусное расстояние 50-100мм для 35-мм зеркальной камеры) являются преемниками схемы Biotar. Количество существующих вариантов практически безгранично. Для достижения максимальной светосилы, к классической 6-элементной схеме добавляют одну или две линзы. Эти элементы выполняются виде склеенной группы линз. Несмотря на внешнее сходство, современные модели дают значительно более высокое качество изображения в сравнении со своими предшественниками, в значительной степени обусловленное применением новых оптических материалов.

В 1927 году, когда появился объектив Biotar, самый высокий показатель преломления оптического стекла составлял 1,673, а спустя 40 лет конструкторы объективов уже могли использовать стекла с индексом 1,8 или даже 1,9. Значительно более высокий показатель преломления позволяет уменьшить кривизну поверхности линзы, при сохранении той же преломляющей способности, что уменьшает аберрации, вызванные сферической формы. Но у материалов с высоким показателем преломления есть и некоторые недостатки, так как они обладают высокой дисперсии. Поэтому применение лантановых стекол в конце 1950-х годов заложило важную основу для дальнейшего совершенствования объективов. При среднем показателе преломления, лантоновые стекла имеют более оптимальные дисперсионные свойства и являются идеальными дополнением для оптических элементов с высоким показателем преломления. Использование последних достижений в технологии изготовления оптических материалов, позволяет вдохнуть в старые схемы, такие, как Planar новую жизнь.

В результате Второй мировой войны, компания Carl Zeiss оказалась разделена на две независимые друг от друга организации. Одна осталась в восточной части Германии, в городе Йена, на исторической родине CarlZeiss, а в западной части Германии, в городе Оберкохен была образована вторая компания Carl Zeiss. После разделения обе компании из Йены и Оберкохена выпускали аналогичные продукты и вели судебные разбирательства за право обладание торговыми марками, которые затянулись на несколько лет. Carl Zeiss из Йены подал иск на право использования торговой марки Biotar, поэтому Carl Zeiss из Оберкохена использовал историческое название Planar, для обозначения выпускаемых им объективов, основанных на двойном объективе Гаусса. А имя Biotar никогда не использовал в своей продукции. Два этих названия, Planar и Biotar, на одном и том же по конструкции объективе, можно встретить на камерах ROLLEIFLEX, сделанных в начале 1950-х годов, когда объективы для этих камер еще производились как на востоке, так и западе.

Carl Zeiss из Оберкохена, также разработал 5-линзовую модель Planar, чтобы упростить конструкцию без ущерба для качественных характеристик, благодаря достижениям в технологии изготовления оптического стекла. В Йене, этот тип объектива назывался Biometar.

Эта 5-линзовая модель Planar была очень популярна в исполнении для самых разных по формату камер, от широкоугольника 3,5/35 для дальномерных камер Contax до 3,5/135 для крупноформатных камер 9x12. Эта модель также замечательный пример, демонстрирующий, что качество изображения на прямую не зависит от количества линз в объективе: была также и 7-линзовая модель Planar для камер формата 6х6, но она не имела более высоких характеристик. Во многом сложность достижения необходимых характеристик зависит и от типа самой камеры. Например, начальные расчетные условия для зеркальной камеры, значительно сложнее, чем для дальномерной или крупноформатной камеры, так как задняя линза объектива в зеркальной камере не может находиться вплотную к плоскости изображения, чтобы оставалось пространство для размещения механизма подъема зеркала.

Изобретение Пауля Рудольфа получило заслуженное признание пройдя многолетний путь экспериментов, поисков и технических открытий. После того, как Александр Смакула (сотрудник Carl Zeiss) в 1935 году изобрел антибликовое покрытие и началось его широкого применения после окончания Второй мировой войны, стало возможным полностью раскрыть потенциал двойного объектива Гаусса без каких-либо отрицательных "побочных эффектов", и создать выдающиеся объективы для самых разных областей применения.

Разработанный в шестидесятых годах ХХ века Planar 0,7/50, отличный пример возможностей использования этой конструкции, для создания светосильных объективов. Он и сейчас является самым светосильным фото объективом в мире. Planar 0,7/50 создает изображение, которое в четыре раза ярче, чем у современных объективов 1,4/50. Первоначально он был разработан по заказу НАСА для съемки обратной стороны Луны. Объектив получил еще большую известность, когда легендарный режиссер Стенли Кубрик использовал его для съемок своего фильма "Барри Линдон", сняв несколько сцен только при свете свечей, для создания уникальной атмосферы. В 2011 году один из этих объективов ушел с молотка за 90 000 евро.


К сожалению, этот "идеальный объектив" практически невозможно адаптировать для зеркальной камеры. Он имеет диаметр круга изображения 27 мм, что чуть меньше чем у формата APS-C, а последняя линза большого диаметра очень близко располагается к плоскости светочувствительного материала, это расстояние составляет всего 5,3 мм. Поэтому объектив был оснащен центральным затвором и устанавливался на специальную версию камеры HASSELBLAD.

Были и более "земные" задачи за пределами обычной фотографии, которые помогали решать объективы Planar. Когда в первую очередь важна, не светосила, а другие характеристики, например, одинаковое разрешение и полное отсутствие искажений по всему полю изображения для микрофильмирования документов.

При написании статьи были использованы материалы из брошюры: From the Series of Articles on Lens Names:Planar by H. H. Nasse. Carl Zeiss AG Camera Lens Division July 2011