Новости Бренды Доставка и оплата О нас Контакты

Зачем нужна шаровая головка для штатива?

Каждый раз, когда поднимается тема идеального штатива и аксессуаров, один из первых вопросов, которые мы получаем, гласит: «Зачем нужна шаровая головка?»

Потому что серьёзные фотолюбители и профессионалы чувствуют в них потребность. Позвольте мне объяснить, какую.

Старые головки с панорамированием и уклоном по одной оси

Я помню свой первый штатив. Это был чудесный четырёхсекционный немецкий агрегат со встроенной головкой, которая обеспечивала панорамирование и уклон по одной оси. Головка находилась на верхушке центральной колонны, камера крепилась винтом 1/4 дюйма, а выбор угла наклона и фиксация головки производились одной-единственной рукояткой.

Этот штатив был изготовлен из сияющих алюминиевых труб с мощными фиксаторами секций и был очень хорош. Однако идея опереться на него для пущей устойчивости была бы безумием: в голове постоянно билась мысль о том, что этот довольно-таки дорогой и почти что незаменимый штатив, который мой любимый дядюшка купил мне то ли в Кёльне, то ли в Цюрихе, в любой момент может сказать мне последнее «прости».

Встроенная головка была изготовлена из какого-то алюминиевого сплава, и у меня не так уж и много времени ушло на то, чтобы понять, что избыточное затягивание стального болта рукоятки способно убить резьбу, нарезанную во вкладышах из сплава на основе меди. Ну, а для панорамирования нужно было освободить фиксатор центральной колонны.

Здесь вы, пожалуй, скажете, что это — вполне приемлемое и портативное решение для пейзажной фотографии, особенно в сравнении с могучими студийными конструкциями. Однако, если штатив нужно было выровнять по горизонту на неровной земле, под ноги приходилось подкладывать камни, потому что боковых наклонов штатив не давал, а его ноги фиксировались либо в полностью сложенном, либо в максимально удлинённом положении, так что регулировка их высоты была не самой простой задачей. В общем, это был не лучший вариант.

У меня в голове всплывают почти кошмарные воспоминания о том, как я намеренно оставляю его на скамейке оживлённого автовокзала и стремительно удаляюсь в надежде, что сидящая на ней благообразная дама в годах не станет бороться с приближающимся артритом и не побежит за мной с криком «Мистер, вы вот эту штуку забыли!»

Более поздние головки с панорамированием и уклонами



Через полтора десятка лет и несколько штативов и головок я, наконец, приобрёл по-настоящему рабочую трёхплоскостную головку с панорамированием и уклонами и значительно более устойчивый штатив с регулируемыми ногами. Тремя или четырьмя годами ранее фотожурналист и коммерческий фотограф Лино Манфротто в союзе с гениальным инженером-механиком Джильберто Батоккио начал конструировать действительно хорошие штативы и головки. В области опорных конструкций для камер и осветительных приборов они стали настоящими первопроходцами.

Сам по себе я не самый ранний жаворонок, поэтому мой первый рассвет с улучшенным штативом и новой трёхплоскостной головкой случился ещё через несколько лет. Но когда этот день пришёл, эффекты режимного времени прошли так быстро, что мне удалось сделать всего несколько снимков. Хуже всего было то, что при всяком желании чуть-чуть изменить ракурс и переставить штатив в сторону всего на метр-другой нужно было освободить, а потом затянуть все три рукоятки. Опять-таки не самое лучшее решение, особенно при недостатке времени.


MHXPRO-3W

Редукторные трёхплоскостные головки

С расширением своих фотографических интересов я начал всерьёз упражняться (я бы даже сказал, работать) с микро-, макро- и предельно крупно-плановой фотографией, для чего купил роскошно выглядящую редукторную трёхплоскостную головку. Причина была очень проста: «… позволяет предельно точно изменять положение камеры/объектива по всем трём осям». Весьма скоро я обнаружил, что она хороша только для съёмки неодушевлённых объектов, мёртвых или же крепко усыплённых. Не говоря уже о том, что к этой головке требовался очень тяжёлый штатив и испытанный верный шерпа, чтобы выносить всё это добро во двор или в сад. И, подчеркну ещё раз, для съёмки подвижных объектов это было не самое лучшее решение.


Manfrotto 405

Шаровые головки

Шаровые головки появились потому, что серьёзные фотолюбители и профессионалы нуждались в чём-то лучшем, более оперативном в использовании и менее тяжёлом, чем трёхплоскостные головки. Именно благодаря человеческому духу и величественному стремлению к решению сложных задач родились шаровые головки. Это не было случайностью, как бывает с вакцинами, которые почти всегда создаются в результате всяких происшествий в лабораториях. Они были созданы коллективами, которые отлично разбирались как в механическом конструировании, так и в потребностях фотографов, в ходе постоянного поиска путей к упрощению и убыстрению установки штатива и изменений ракурса.

Типичная шаровая головка — вчера и сегодня

Трёхплоскостную головку с функциями панорамирования и уклонов заменил корпус с шаром внутри, способным двигаться в любом направлении и фиксироваться почти под любым углом. Вверху шара имеется центральный стержень, на который ставится камера либо напрямую, на площадку с винтом, либо через базовую площадку с зажимом для крепления быстросъёмной площадки. Позднее появились головки с вращающимся основанием для удобства панорамирования и боковые прорези в корпусе для мгновенного перевода камеры в вертикальное положение.

У простых шаровых головок есть только одна ручка для фиксации шара, и нет вращающегося панорамного основания. У головок уровнем повыше ручек уже две: одна фиксирует положение шара, другая — основание. Совсем новые простые головки зажимают и шар, и основание одной ручкой, что повышает риск сдвига.

Manfrotto 492

Вскоре фотографы потребовали возможность управления силой зажатия шара для контроля проскальзывания при использовании тяжёлого оборудования. Так что в результате у шаровых головок появилось три органа управления. Под проскальзыванием я понимаю случаи, когда вы тщательно фиксируете шар в выбранном положении, однако обнаруживаете, что камера всё равно чуть наклонилась вниз. Эта неточность портит всё дело, особенно при макросъёмке.

Manfrotto 498RC4

На практике у большинства шаровых головок есть несколько других проблем. Возможность ослабить силу зажатия шара для изменения композиции является насущной необходимостью, однако её можно нечаянно ослабить слишком сильно, до такой степени, что аппаратура свалится и сломается. Кроме того, требуется постоянно отрывать взгляд от видоискателя, чтобы убедиться в том, что вы манипулируете нужной ручкой. Вам же не нужно, чтобы ваша тяжелая и недешёвая камера свалилась набок, когда вы, как вам кажется, пытаетесь изменить горизонтальный угол.

К тому же большинство существующих конструкций не очень-то практичны: крупные ручки далеко выдаются из корпуса и норовят цепляться при переноске за всё, что можно.

Кроме того, пришедшая с годами мудрость сообщила мне, что шаровые головки тем лучше, чем они крупнее. Поэтому переход с трёхплоскостных головок на шаровые всегда означает увеличение, и иной раз весьма значительное увеличение веса, который придётся таскать.

Более того, покупка товара одного бренда в значительной мере привязывает вас к нему, поскольку всякие зажимы и площадки должны иметь совместимую конструкцию. Однако они не всегда идеально держат ваше оборудование, позволяя устранить проскальзывание и вибрации. А переход на другой бренд означает необходимость приобретения не только шаровой головки, но и комплекта новых площадок для вашей камеры и телеобъективов (прим.LS: рекомендуем приобретать головки с креплением разработанной компанией Arca Swiss. Очень многие производители поддерживают этот открытый стандарт крепления площадки)

Площадка Gitzo 1382QD

Площадка Manfrotto MHXPRO-BHQ6

Простые шаровые головки упростили и ускорили процесс изменения композиции, однако породили другие заботы и даже опасности, которых нет у трёхплоскостных головок. Компактные же головки с простым действием не рассчитаны на большую нагрузку, и не обеспечивают надежное гашение паразитных колебаний, а потому не представляют интереса для пользователей камер с высоким разрешением, разрещением, средне- и крупноформатной аппаратуры. К счастью, сегодня на рынке представлены шаровые головки, в которых перечисленные выше проблемы более или менее решены.

Gitzo 1382QD


Gitzo 3382QD

Заключение

Если вам нужен быстрый и надёжный инструмент для выбора и изменения ракурса в студии или на натуре, шаровая головка предпочтительнее трёхплоскостной.

И если вы склонились в сторону шаровой головки, для максимальной оперативности, точности, удобства и надёжности выбирайте по-настоящему профессиональные модели.

Желаю удачных съёмок!


Автор: Рамон Паласиос

Никнейм: jrp