Градиентные светофильтры. Что это такое, зачем они нужны и что получается в итоге?
Давно хотел поговорить про градиентные светофильтры. Про себя я их называю фильтрами для ленивых. Почему я так думаю? Давайте разберёмся.
В фотографии есть такое понятие – фотоширота, максимальный диапазон между самыми яркими и темными участками снимаемого сюжета, которые пленка способна воспроизвести без искажений. В современных цифровых камерах аналогичная характеристика называется динамическим диапазоном матрицы.
А теперь простыми словами. Есть сцена, которую мы фотографируем. Внизу тёмные камни, посередине озеро, а сверху небо. Делаем кадр. Если мы видим детали в тенях (чёрные камни) и небо не выбито (не пересвечено), это значит, что матрица нашей камеры охватывает весь диапазон яркостей снимаемой сцена.
Если же, небо пересвечено, или в тенях нет никаких деталей, это значит, что матрица не может охватить весь диапазон сцены и придется смириться с потерей части информацией.
Но не все так печально, есть несколько способов позволяющих воспроизвести большой диапазон яркостей в кадре, даже если он превышает динамический диапазон камеры (фотошироту пленки).
Наиболее часто в таких ситуациях рекомендуют снимать сцену с бреĸетингом. Вы делаете несколько снимков с шагом экспозиции, например в ступень или даже полторы, и потом в фоторедакторе объединяете получившиеся кадры в один. В итоговой картине будет и небо не пересвечено, и камни на переднем плане с деталями в тенях. Но у этого способа есть минусы. Во-первых, для получения качественного результата ваша камера должна быть максимально неподвижна, значит без использования штатива не обойтись, а это сильно замедляет процесс съемки. Во-вторых, большое количество получаемых файлов, если каждую сцену снимать с брекетингом, никакого компьютера не хватит. Ну и что больше всего меня раздражает в этом способе, это потом ещё дома сидеть в фоторедакторе и править итоговый файл. Предпочитаю, если это возможно, делать сразу нормальную картинку, если и требующую правки, то крайне минимальной.
Использование градиентных светофильтров в большинстве случаев помогает мне решить эту задачу. Итак, что такое градиентные светофильтры и какие они бывают. Проще всего посмотреть на ĸартинĸу и сразу станет понятно, что это такое.
Градиентные фильтры выпускаются, как стандартной круглой формы , так и прямоугольной. Для установки последних требуется специальное крепление, и благодаря такой конструкции их можно устанавливать даже на сверхширокоугольные объективы, не имеющие резьбы для фильтра, использовать сразу несколько фильтров и регулировать их положение независимо друг от друга для подбора оптимального положения градиентных и других фильтров с учетом, снимаемого сюжет.
Поэтому я пользуюсь системой прямоугольных фильтров Benro. Она состоит из держателей, которые крепятся к объективу и сменных фильтров.
Градиентный фильтр — это стеклянная пластина, одна часть которой затемнена, другая - прозрачна. Они различаются по степени затемнения (одна, две или три ступени) и плавности перехода от затемнения ĸ прозрачному стеклу. Переход бывает резким, такие фильтры обычно применяют, когда в кадре есть четкая граница между тёмными и светлыми участками. Например, морской пейзаж или фотосъёмка в степи.
Есть фильтры с плавным переходом, они подходят для сюжетов, в которых нет ровных линий. Наша сцена с пейзажем, как раз тот самый случай. Из моей практики (я не снимаю море) львиную долю сюжетов перекрывает фильтр с плавным переходом.
Поэтому в моей коллекции есть несколько фильтров (с разными ступенями плотности), но все они с плавным переходом.
Кстати, очень удобно держать фильтры (если их у вас много) и держатель фильтров в отдельном "портфеле" от знаменитой Shimoda!
Чуть подробнее про характеристики градиентных светофильтров от Benro:
Чаще всего я использую Benro GND8(0.9) soft, где значение GND8(0.9) — это три ступени.
Второй по частоте пользования – такой же фильтр с двумя ступенями затемнения - Benro GND4 (0,6) soft.
Пожалуй, эти два фильтра самые востребованные именно у меня. Размер фильтров 100х150 мм.
Их я использую с держателем Benro FH 100M4HF.
Сами стёкла заранее вставлены в магнитные рамки Benro FR1016M и это крайне удобно, когда подносишь фильтр ĸ держателю, он примагничивается.
И вот несколько кадров, при создании которых я применял градиент.
На первом я "высветлял" низ, что бы было видно больше воды, отражения и цвета.
А это для сравнения без фильтра.
Еще один кадр с использованием градиентного фильтра.
И то, как камера видит эту сцену без градиента.
Думаю, суть вы поняли. Бывают разные ситуации. И если я еду надолго в поездку, то обязательно беру градиентные светофильтры. И кстати, помимо них, есть ещё парочка фильтров, которые должны быть (по моему мнению) у каждого пейзажного фотографа. Но об этом я расскажу в следующей статье. Будет интересно!
P.S. Порой, контраст сцены бывает настолько большой, что приходится применять сразу два таких градиента. Во времена плёночной фотографии, когда фотоширота слайда была прилично хуже, чем у современной цифры, таким приёмом я пользовался довольно часто.
@Иван Дементиевский - Профессиональный фотограф и журналист
В фотографии есть такое понятие – фотоширота, максимальный диапазон между самыми яркими и темными участками снимаемого сюжета, которые пленка способна воспроизвести без искажений. В современных цифровых камерах аналогичная характеристика называется динамическим диапазоном матрицы.
А теперь простыми словами. Есть сцена, которую мы фотографируем. Внизу тёмные камни, посередине озеро, а сверху небо. Делаем кадр. Если мы видим детали в тенях (чёрные камни) и небо не выбито (не пересвечено), это значит, что матрица нашей камеры охватывает весь диапазон яркостей снимаемой сцена.
Если же, небо пересвечено, или в тенях нет никаких деталей, это значит, что матрица не может охватить весь диапазон сцены и придется смириться с потерей части информацией.
Но не все так печально, есть несколько способов позволяющих воспроизвести большой диапазон яркостей в кадре, даже если он превышает динамический диапазон камеры (фотошироту пленки).
Наиболее часто в таких ситуациях рекомендуют снимать сцену с бреĸетингом. Вы делаете несколько снимков с шагом экспозиции, например в ступень или даже полторы, и потом в фоторедакторе объединяете получившиеся кадры в один. В итоговой картине будет и небо не пересвечено, и камни на переднем плане с деталями в тенях. Но у этого способа есть минусы. Во-первых, для получения качественного результата ваша камера должна быть максимально неподвижна, значит без использования штатива не обойтись, а это сильно замедляет процесс съемки. Во-вторых, большое количество получаемых файлов, если каждую сцену снимать с брекетингом, никакого компьютера не хватит. Ну и что больше всего меня раздражает в этом способе, это потом ещё дома сидеть в фоторедакторе и править итоговый файл. Предпочитаю, если это возможно, делать сразу нормальную картинку, если и требующую правки, то крайне минимальной.
Использование градиентных светофильтров в большинстве случаев помогает мне решить эту задачу. Итак, что такое градиентные светофильтры и какие они бывают. Проще всего посмотреть на ĸартинĸу и сразу станет понятно, что это такое.
Градиентные фильтры выпускаются, как стандартной круглой формы , так и прямоугольной. Для установки последних требуется специальное крепление, и благодаря такой конструкции их можно устанавливать даже на сверхширокоугольные объективы, не имеющие резьбы для фильтра, использовать сразу несколько фильтров и регулировать их положение независимо друг от друга для подбора оптимального положения градиентных и других фильтров с учетом, снимаемого сюжет.
Поэтому я пользуюсь системой прямоугольных фильтров Benro. Она состоит из держателей, которые крепятся к объективу и сменных фильтров.
Градиентный фильтр — это стеклянная пластина, одна часть которой затемнена, другая - прозрачна. Они различаются по степени затемнения (одна, две или три ступени) и плавности перехода от затемнения ĸ прозрачному стеклу. Переход бывает резким, такие фильтры обычно применяют, когда в кадре есть четкая граница между тёмными и светлыми участками. Например, морской пейзаж или фотосъёмка в степи.
Есть фильтры с плавным переходом, они подходят для сюжетов, в которых нет ровных линий. Наша сцена с пейзажем, как раз тот самый случай. Из моей практики (я не снимаю море) львиную долю сюжетов перекрывает фильтр с плавным переходом.
Поэтому в моей коллекции есть несколько фильтров (с разными ступенями плотности), но все они с плавным переходом.
Кстати, очень удобно держать фильтры (если их у вас много) и держатель фильтров в отдельном "портфеле" от знаменитой Shimoda!
Чуть подробнее про характеристики градиентных светофильтров от Benro:
- Высококачественная оптика – изготовлена из немецкого оптического стекла Schott B270 для получения кристального чистого и чёткого изображения
- Оптическая технология HD - обеспечивает чрезвычайно плоскую оптическую поверхность для получения исключительно чётких изображений без ореолов
- Мульти просветление ULCA Multi-Coating - уменьшает блики и значительно снижает хроматическую аберрацию (среднее светопропускание> 99,0% при 420–680 нм)
- Технология IRND - подавляет инфракрасный цвет и дает высокую точность цвета
- NANO WMC – устойчивое ĸ механичесĸому воздействию многослойное покрытие, отталкивает воду и жир, облегчает очистку фильтра
- Плавный переход между затемненным и прозрачным участком фильтра - для изображений, где переход между небом и передним планом не имеет резких границ, таких как фото с туманом, или с верхушками деревьев
Чаще всего я использую Benro GND8(0.9) soft, где значение GND8(0.9) — это три ступени.
Второй по частоте пользования – такой же фильтр с двумя ступенями затемнения - Benro GND4 (0,6) soft.
Пожалуй, эти два фильтра самые востребованные именно у меня. Размер фильтров 100х150 мм.
Их я использую с держателем Benro FH 100M4HF.
Сами стёкла заранее вставлены в магнитные рамки Benro FR1016M и это крайне удобно, когда подносишь фильтр ĸ держателю, он примагничивается.
И вот несколько кадров, при создании которых я применял градиент.
На первом я "высветлял" низ, что бы было видно больше воды, отражения и цвета.
А это для сравнения без фильтра.
Еще один кадр с использованием градиентного фильтра.
И то, как камера видит эту сцену без градиента.
Думаю, суть вы поняли. Бывают разные ситуации. И если я еду надолго в поездку, то обязательно беру градиентные светофильтры. И кстати, помимо них, есть ещё парочка фильтров, которые должны быть (по моему мнению) у каждого пейзажного фотографа. Но об этом я расскажу в следующей статье. Будет интересно!
P.S. Порой, контраст сцены бывает настолько большой, что приходится применять сразу два таких градиента. Во времена плёночной фотографии, когда фотоширота слайда была прилично хуже, чем у современной цифры, таким приёмом я пользовался довольно часто.
@Иван Дементиевский - Профессиональный фотограф и журналист