Редко применяемая фотографами техника, требующая усидчивости, наблюдательности и большого количества экспериментов.
Все мы знаем, что в сумерках и ночью мало света и можно снимать со штатива пейзаж на длинной выдержке. Я сам только в начале этого пути и не могу похвастаться большим количеством удачных работ. Но кое-что есть.
Вот тут была очень скверная погода, делать кадры с рук можно было либо на высоких значениях ИСО или со штатива. Поставив камеру на штатив (у меня BENRO TORTOISE), я стал экспериментировать.
Фишка в том, чтобы в кадре были как движущиеся, так и неподвижные объекты. Не всегда получается интересно. У меня мало опыта чтобы заранее предсказать результат, но это дело практики.
Итак, встречаем - Гималаи.
Если кадр делать с довольно короткой выдержкой, туман не успевает размываться, если сделать слишком длинную - он теряет форму. Всё делается опытным путём.
Второй пример. Закат на озере в Северной Карелии. На нас с приличной скоростью неслись облака. Я решил попробовать сделать кадр с длинной выдержкой. Кстати, тут применялся нейтральный фильтр BENRO ND64.
Или вот ещё пример. Всё та же северная Карелия. Выдержка убирает с воды рябь, делая её гладкой как лёд. Этот кадр без фильтра снят. Был бы фильтр, можно было бы ещё увеличить время экспозиции и сделать ещё более ровной воду.
Думаю, этих примеров достаточно чтобы понять, что можно сделать при помощи длинной выдержки.
А если хочется снимать подобные сюжеты днём? И даже когда ясная погода и светит солнце. Даже зажав максимально диафрагму и задав на камере минимальное ИСО, мы не получим нужных нам значений выдержки - слишком светло. И вот тут на помощь нам приходит простой нейтральный фильтр. Они бывают разной плотности, ND8, ND16, ND32, ND64, ND128, ND256, ND500, ND1К, ND32К, 100K, 1KK и разной формы, круглые и квадратные.
С круглыми все ясно, они подбираются под диаметр объектива. А вот квадратные представляют систему из держателя (он крепится на объективе) и фильтров, которые в него вставляются. Большое преимущество такой системы в том, что её можно использовать с разными объективами любого диметра.
Я использую держатель фирмы BENRO FH100M4, а сам фильтр у меня BENRO ND64, где маркировка ND64 говорит о том, что он затемняет на 6 ступеней. Есть фильтры с меньшей плотностью, есть фильтры с ещё большей плотностью. Я решил, что 6 ступеней мне хватит на первое время.
Что же можно снять интересного, применяя данную технику съёмки?
Тут я привожу интересные (на мой взгляд) примеры, которые нашёл в соцсетях.
Кстати, просматривая сотни и сотни фотографий в сети я вижу, что хороших фотографий, снятых днём не так уж и много. И если природных пейзажей довольно много, то городских сюжетов (именно дневных) я почти не вижу. Как сказал мой коллега, ниша совершенно не занята.
Очевидно, что тема далека от раскрытия. Буду потихоньку осваивать фотосъёмку на длинных выдержках и конечно же, делится удачными кадрами! Всем фотографам - света и удачи!
@Иван Дементиевский - Профессиональный фотограф и журналист